На главную

«Железный остров»

17 октября 2017

Несамоходная плавучая зенитная батарея № 3 Черноморского флота "Не тронь меня". Была переоборудована на Севастопольском морском заводе из опытного отсека линкора проекта 23, построенного на заводе №198 в Николаеве. Просуществовала с 3 августа 1941 года по 27 июня 1942 года, командовал батареей старший лейтенант (с марта 1942 года - капитан-лейтенант) С.Я.Мошенский. За десять месяцев батарея отразила 449 атак самолетов противника, сбив при этом по разным оценкам от 22 до 28 самолетов противника...

Артиллерия плавбатареи №3 была сведена в три орудийные батареи:

две 130-мм орудийные установки Б-13 (поставлены из арсенала), командир полубатареи – лейтенант Михаил З. Лопатко; в боекомплект орудий включили "ныряющие" снаряды для борьбы с подводными лодками;
четыре 76,2-мм зенитных орудийных установки 34-К, командир батареи – лейтенант Семён Абрамович Хигер (закончил Черноморское училище)
три 37-мм зенитных автомата 70-К, командир батареи – лейтенант Николай Даньшин
три 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК.

Есть сведения, что позднее дополнительно была смонтирована счетверенная установка пулеметов «Максим».

В конце октября 1941 года оба 130-мм орудия демонтировали и вместе с расчетами отправили на сухопутный фронт. Весь боезапас снарядов для них, кроме "ныряющих", также был свезен на берег. В результате экипаж корабля сократился до 111 человек

В документах новая единица сил охраны водного района именовалась "несамоходная плавучая зенитная батарея №3". В обиходе ее шутливо называли "Коломбина".

Существует две версии происхождения названия. По первой, вскоре после вступления в строй на плавбатарее родилась песня:

Не тронь меня фашист, проклятый!
А коль нарушишь неба тишь,
Из пламенных моих объятий
Живым назад не улетишь!

По первым словам этой песни батарею и стали называть: "Не тронь меня!"

Согласно второй, более академической версии, батарея названа в честь входившей в состав российского флота во второй половине XIX века броненосной плавучей батареи "Не тронь меня".

Немцы называли плавбатарею №3 - "Пронеси, господи" и "Квадрат смерти".

Согласно различным источникам, за 7 месяцев боев, батареей было сбито от 22 до 28 самолетов противника. Это своеобразный рекорд – лучшего результата нет ни у одного корабля ВМФ СССР.

Сразу тремя документами (рапорт командира плавбатареи капитана-лейтенанта Мошенского о проведённом бое с указанием времени и места падения самолёта, подтверждение от постов ВНОС, или рапорты и доклады из частей, бывших свидетелями сбития, а также рапортом оперативного дежурного по ОВРу с указанием типа, времени и места сбития самолёта) подтверждено 18 побед зенитчиков батареи:

29 ноября 1941 года расчетом 37-мм ЗА сбит Bf -109. Самолет упал в районе аэродрома Херсонес
17 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в Камышовой бухте в 500 м от батареи
22 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчетом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в районе аэродрома
23 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётом 76-мм орудий сбит Ju-88. Самолет упал у берега на траверзе аэродрома
17 января 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес в 10 ч 24 м расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в расположении 35-ой батареи
17 января 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес 13 ч 21 м – 13 ч 31 м были подбиты и ушли в сторону Качи два He-111
14 апреля 1942 года в ходе второго налета на аэродром Херсонес расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в расположении 92-го ЗАД
27 мая 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётами 37-мм ЗА сбиты два Bf-109. Один самолет упал на мысе Херсонес у аэродрома, второй - в море у мыса Фиолент
27 мая 1942 года в ходе второго налета на аэродром Херсонес сбит расчетом 76-мм ЗА Do-215. Самолет упал в море по пеленгу 220, удаление 8 кабельтовых
9 июня 1942 года на аэродром Херсонес произведено сразу три налета. Расчётами 37-мм ЗА во время этих налетов сбито три Ju-88. Самолеты упали: один у береговой черты, один в море, один на мысе Фиолент
12 июня 1942 года расчетом 37-мм ЗА сбит Bf-109, который упал на край аэродрома Херсонес (гнался за нашим подбитым истребителем; немецкий летчик выжил и после войны в своих мемуарах все описал)
13 июня 1942 года произведено два налета на аэродром Херсонес. В 16 ч 50 мин расчётом 76-мм ЗА сбит Ju-88. Самолет взорвался в воздухе
14 июня 1942 года противник произвел три налета на аэродром Херсонес. Расчётами 37-мм ЗА и 76-мм ЗА сбито три Ju-87. Один упал в районе аэродрома Херсонес, один упал в море и один рядом с маяком на Херсонесе. Ещё два Ju-87 были повреждены и ушли в сторону Качи.
19 июня 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчетом 37-мм ЗА сбит Ju-88. Самолет упал в море в 10 кб от плавбатареи.

Еще как минимум шесть побед подтверждаются единичным источником (доклад дежурного по ОВРу, доклады командира 92-го ЗАД и командира ИАП), но на них не обнаружено рапортов командира батареи Мошенского, или второго подтверждения. Следует отметить, что не все рапорты Мошенского сохранились.

На главную