На главную

Международная подводная поисковая экспедиция «Большой десант-2018»

7 марта 2018

Региональная общественная организация «Батарея 29 БИС», совместно с клубом подводной деятельности «WRECK.RU», и ГБУРК «Черноморский центр подводных исследований». При поддержке Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» планируют проведение поисковой экспедиции «Большой десант-2018» посвященной 73-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Места проведения поисковых работ – акватория Керченского пролива.
Экспедиция состоится с 28.04.2018 по 8.05.2018 гг.

Цель экспедиции: Обследование и идентификация плавсредств и самолетов погибших в акватории Керченского пролива, южного и северного подхода к Керченскому проливу, погибших при высадке десанта в районе Эльтигена и п. Маяк в ноябре-декабре 1943 г. Поиски останков бойцов и командиров в районах прилегающих к береговой линии.

Местонахождение базового лагеря: база отдыха «Залив», г.Керчь, п. Героевское (Эльтиген), ул. Галины Петровой 65. Координаты 45°13.149'С 36°24.275'В

Страны участницы экспедиции: Россия, Украина, Беларусь, Венгрия, Эстония.
Заявленное количество участников около 100 человек
Количество плавсредств - 12 единиц (бронекатер БК-73, катер-тральщик КАТЩ-581, скоростной катер-12 метров, и т.п.).

Организаторами будет предоставлено:
1. Заправка сжатым воздухом- 200 амт.
2. Плавсредства для выхода на объекты.
Планируемая температура воды в проливе +14 градусов. На глубине 22 метра +5 градусов.
Рабочие глубины: 3-25 метров.
Видимость: 0,5 -5 метров.
Проживание и питание на территории Турбазы «Залив» за счет средств участников экспедиции.

Объекты для поиска и обследования:
1. Неизвестный объект, обнаружен с помощью ГБО осенью 2017 года. Визуально не осматривался. Возможно Бот ПВО, объект лежит напротив с. Героевское на глубине 4 метра.

2. Штурмовик Ил – 2 (Неидентифицирован). Принадлежность СССР. К югу от села Героевское (Эльтиген). Обнаружен в 2016 г. аквалангистом Крючковым Сергеем (г. Керчь). Корпус самолёта сильно поврежден от удара о воду, а затем и дно пролива. Его крылья - это сплошная груда исковерканного металла. Несколько лучше сохранилась бронированная часть фюзеляжа и кабины (сильно замыты), но двигатель находится в 60 м. к северу от места падения самолёта. Глубина 4 метра.

3. Самолет Bell P-39 «Аiracobra», (2017 году не удалось обнаружить). Принадлежность СССР. Номер и имени летчика неустановленно. По информации керченского археолога А. Шамрая, весной 1988 г. во время ловли раковин черноморской ракушки «рапаны», между селом Героевское, и дамбой Тобечикского озера, одна из донных драг керченского «рапанщика-учёного» В.Н.Хижняка, зацепилась за неизвестное препятствие. В результате длительных манёвров двумя двигателями катера, драга была освобождена вместе с передним шасси неизвестного самолёта. Надпись на латунной табличке гидравлического цилиндра шасси свидетельствует о его принадлежности американскому истребителю «Аэрокобра». Глубина залегания около 5 метров.

4. КАТЩ, (Неидентифицирован). Принадлежность неизвестна. Возможно рыболовный сейнер, переоборудованный в катерный тральщик во время ВОВ. Дата гибели неизвестна. Небольшое самоходное судно длиной около 25 метров и шириной около 4 метров. Лежит на ровном киле. Корпус замыт в ил, по палубу. Хорошо сохранился нос судна с установленным якорным шпилем. В носовом трюме останки рыболовных сетей. Надстройка сохранилась частично. В кормовой части находиться лебедка и барбет орудия. Глубина залегания 8 метров.

5. Катер-тральщик КАТЩ-531 «Выборг», (Неосмотрен). Принадлежность СССР. Бывший буксирный катер Крымгосрыбтреста. В составе ЧФ с 30.04.1942 г. 2.05.1942 г. КАТЩ-531 вышел в дозор, а в районе Керчи по координатам 45°11’3”N 36°27”9’E катер подорвался на мине и затонул. Погиб один человек. По данным гидрографии района гибели КАТЩ-531, есть отметка «обломки судна разбросанные по грунту». Глубина залегания около 9 метров.

6. Сторожевой катер №1211 «Коминтерн», Принадлежность СССР. Бывший рыболовный сейнер. С 01.10.1941 г. в составе ЧФ в качестве плавсредства. С 27.04.1942 г. сторожевой катер. До 30.04.1942 г. №122, до 03.06.1942 г. №1112. Водоизмещение 48 тонн. 8.05.1942 г. сторожевой катер №1211 «Коминтерн» находился в дозоре. В 16 ч. 26 м. в точке 45°03,2’N 36°26,1’E катер был потоплен бомбардировщиком Ju-88. Личный состав был полностью спасен. Согласно сведениям гидролокации, на расстоянии 300 метров по пеленгу 313°, на грунте обнаружен объект, по размерам схожий с СКА «Коминтерн». При обследование объекта экспедицией под руководством А. Мардасова, выяснилось что на дне лежит обломки судна похожие на рыболовецкий сейнер. Глубина залегания около 15 метров.

7. Плавучий док. Принадлежность СССР. Плавучий железобетонный док, 6000 т. 9.11.1941 г. Плавдок имея на борту груз Камыш-Бурунского завода, шел на буксире ледокола «Торос» из Керчи в Новороссийск с грузом Камыш-Бурунской аглофабрики. Был атакован авиацией противника. От попадания бомбы затонул. Согласно сведениям источников, координаты гибели 45°03’4”N 36°22’2”E. Останки какой-то части дока, по сей день находятся на отмели рядом с Кизиульским маяком. При общении с местными жителями и очевидцами вырисовывается следующая картина. Помимо генерального груза на нем находились эвакуируемые ценности из промтоварных магазинов (посуда, швейные машинки и т.п.), а также беженцы. На расстоянии 3-4 км от берега, буксируемый док был атакован немецкими самолетами. После попадания авиабомбы док разломился на две части. Большая часть затонула сразу, другую вынесло на отмель. При осмотре плавдока в 2013 году, в центральной части обнаружены остовы 6 грузовиков ГАЗ-АА (Полуторка). Возвышение над грунтом 8 метров.

8. Быстроходная десантная баржа F-323. Принадлежность Германии. Быстроходная десантная баржа. 24.01.1943 г. вышла из Керчи в Феодосию. На траверзе селения Эльтиген, БДБ подорвалась кормой на донной мине и затонула по данным источников в точке 45°13’9”N 36°25’9”E. На корабле погибло 13 человек. Также в данном районе 24.02.1943 г. погибла от подрыва на мине БДБ F 143. Глубина залегания 7.7 метров. Возвышение над грунтом 2.5 метра.

9. Два 88-мм орудия в районе м. Хрони. Осмотр на предмет подъема для Керченского музея.

10. Самолет Мессершмит -110. Обнаружен осенью 2017 года. Не идентифицирован. Лежит вверх колесами. Район м. Каменный. Глубина залегания 10 метров.

11. Бронекатер (неизвестен). Поиск и обследование бронекатера в районе п. Маяк. Обнаружен в 2012 году.
Глубина залегания 3 метра.

12. Самоходный паром «Зибель» (Германия). Обнаружен в 2016 г. экспедицией Министерства Обороны. Обследование и идентификация. Глубина залегания 22 метра.

13. 45-мм орудие. Осмотр на предмет подъема 45-мм советского орудия для последующей экспозиции в музее г. Керчь.

Руководитель экспедиции : Елкин Александр Владимирович
Заместитель руководителя экспедиции : Вахонеев Виктор Васильевич
Технический руководитель : Селиверстов Владимир Вячеславович
Размещение участников : Осипов Андрей Владиславович
Вопросы по участию на E-mail: batareya29bis@yandex.ru или на дайв-шоу со 1-4 февраля 2018 года
т. 89278919347

На главную